Готовимся к олимпиаде


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
 10 класс
Время выполнения – 120 мин. Максимальное количество баллов – 100

Задание 1. Укажите значение слова в зависимости от ударения, приведите примеры.
1)      тОны                  2) тонА      
А.  Музыкальные звуки определённой высоты.
Б.  Цвета, оттенки
В. Оттенок речи, её звучания 
За каждый правильный ответ  1 балл,  максимальное количество- 6б.                                              
Задание 2. Определите, в каком слове ударение отличается от современных норм.
                    Кто жил и мыслил, тот не может
                    В душе не презирать людей;
                    Кто чувствовал, того тревожит
                    Призрак невозвратимых дней.
1балл
Задание 3. Укажите, какой из вариантов находится в пределах литературной нормы (даны формы именительного падежа).
1) А. расценок                     Б. расценка
2) А. повидло                      Б. повидла
3) А.  актовый зал               Б. актовая зала          
4) А.  бронь (на билет)       Б. броня (на билет)       
4балла
Задание 4. Найдите  среди приведённых слов те, которые  имеют 2 приставки или 2 суффикса: подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.
6баллов
Задание 5.
Из данных групп слов выберете ту, в которой все слова пишутся с Н.
  1. Воробьи…ый, ялее…ая, вытка…ый, позолоче…а
  2. Украше…ы, стриже…ый, величестве…а, обнаруже…ый.
  3. Искусстве…а, оловя…ый, сушё…ый,  сваре…ы.
  4. Кури…ый, ветре…а, сея…ая, зажаре…ы.
2балла
Задание 6. Подберите синонимы к следующим словам: хилый, вялый, сутулый, квелый, жухлый. Как обычно не говорят о человеке?
  За каждый правильно подобранный синоним-1 балл,
за объяснение -2 балла, максимально – 7 баллов.

Задание 7. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива, конфронтация, кардинальный, компетенция, дайджест,  престиж, импичмент, консенсус,  харизма.                                                                                                    
За каждый правильный ответ – 1 балл,  максимальное количество -  10б.

Задание 8.  Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?
 Адресат - адресант; будний – будничный;
суетливый – суетный; эффектный - эффективный;
За каждое правильно употребленное слово в предложении – 1 балл, максимально 8 баллов.
Задание 9. Существуют устойчивые сочетания,  источник которых – мировая литература. Определите, кто автор следующих фразеологизмов и к какому  произведению они относятся.
1. Блоху подковать   2. Человек в футляре  3. Тёмное царство                                                                          4. На деревню дедушке  5. Быть или не быть?   6. Премудрый пескарь                                                                                                                                       За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально  – 12б.                                                                                           
Задание 10. Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере.                                                                                                                                                                                       1. Уж сколько раз твердили миру.                                                                                                                         2. Раз в начале осени я отправился на охоту.                                                                                                    3. Раз ты обещал – сделай.                                                                                                                                                    4. В прошлый раз я это уже говорил.                                                                                                                      5. Платье ей в самый раз.                                                                                                                                            6. А он приятелю раз по руке     
За каждый правильный ответ–1 балл,  максимальное количество – 6 б.                                                                                             
Задание 11.  В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:                                                                                                                                 И внял я неба содроганье,                                                                                                                               И горних ангелов полёт,                                                                                                                                    И гад морских подводный ход,                                                                                                          И дольней лозы прозябанье…   
 Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?                                                                                          За каждое  правильное объяснение – 2 балла,  2 балла  за указание их стилистических особенностей,  максимальное количество -  8 баллов.                                                                        
Задание 12.    Дайте определение изобразительно выразительным средствам, использованным  в цитате:                                                                                                       Швейцара мимо он стрелой                                                                                                                                                Взлетел по мраморным ступеням                                                                                                                                                                                                          За каждое правильное объяснение – 1 балл,   максимально – 3 балла.                                                                                                        
Задание 13.     Разграничьте в следующих примерах:                                                                                       А -  олицетворение;       Б – парцелляция;     В – параллелизм;    Г – эпитет.                                                              1. Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов.                                                        2. Тощая свобода лучше  жирного рабства.                                                                                         3. И поздняя осень слезами плачет на песок.                                                                                      4. Обожаю мелодраму. Потому что я реалист.                                                                                  За каждый правильный ответ – 1 балл,   максимально -  4 балла.                                         
Задание 14. Определите характер ошибки, допущенной  в предложении  (к каждому примеру один ответ).                                                                                                                              1. Задумывая эту книгу, у него появилось желание описать жизнь одной семьи.                                                                                                                                  2. Инженер рассказал нам, как осушали эти болота и о строительстве комбината.                                                                                                                         3. Все товары, представляющиеся на выставке, привлекли внимание потенциальных заказчиков.                                                                                                                                             А. нарушение порядка слов;                                                                                                                            Б. нарушение согласования сказуемого с подлежащим;                                                                              В. Неправильное употребление деепричастного оборота;                                                                               Г. Неправильное употребление причастий.                                                                                        Д. Неправильное употребление однородных конструкций.                                                              За каждый правильный ответ  – 1 балл,   максимально 3 балла.                                                                                                                              

Задание 15.   Творческое задание
Выскажите свое отношение к  словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе. 
И мы сохраним тебя, русская речь,
 Великое русское слово!
                                                                                                                   20баллов.


Ключи
Русский язык 10 класс 

Задание 1.   1А (низкие тОны, нежные тОны),   
2Б(светлые, пастельные тонА); В (надменный тон, на повышенных тонах)
За каждый правильный ответ – 1 балл,  максимальное количество- 6б.                                              

Задание 2 .   призрАк – устаревшее.
1 балл

Задание 3 .   1Б, 2А, 3А, 4Б
4балла

Задание 4 .  У всех слов кроме  лакомка или 2 приставки или 2 суффикса, в слове понавыдумывали – 3 приставки и 2 суффикса.
6 баллов

Задание 5. 4 Куриный, ветрена, сеяная, зажарены.
 2балла

Задание 6.  хилый – слабый;      вялый- медлительный, бездеятельный;
 сутулый- сгорбленный;    квелый -малоподвижный,   жухлый- чахлый.
Жухлыми бывают листья, а не люди.
 Оценка за каждый правильно подобранный синоним-1 балл,
за объяснение -1 балл, максимальное количество  -     7 баллов.

Задание 7.                                                                                                                                                                    1. Альтернатива -  необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений.                                                                                        
2. Конфронтация-противопоставление, противоборство.                                  
3. Кардинальный - главнейший, важнейший.                                                                  
 4. Компетенция-1.область знаний круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.2.круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.                                                                                                                          5. Дайджест-периодическое издание ,перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий.                                                                             
6. Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-л.
7. Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны.                                                                                              8.Консенсус-общее согласие по спорным вопросам,достигаемое в результате обсуждения.                                                                                                                          9. Харизма -1.наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-л. иных – качествах личности.2.(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.                
За каждый правильный ответ – 1 балл,  максимально - 10 б.                                                       
Задание 8. 
  1.Все АДРЕСАТЫ своевременно получили утренние газеты.
       АДРЕСАНТ почтового отправления неверно оформил запись на конверте.
  2.  Мне стало неловко за свой обычный, БУДНИЧНЫЙ костюм.
      Люди всё приходили и приходили к квартире поэта, несмотря на БУДНИЙ день.
 3.  И в будни, и в праздники набережная была заполнена СУЕТЛИВОЙ  толпой.
      Наш герой принадлежал к людям, которые  презирают  СУЕТНЫЕ заботы. 
  4. Она обладала ЭФФЕКТНОЙ внешностью.
      Им были использованы ЭФФЕКТИВНЫЕ методы лечения.
 За каждое правильно употреблённое слово в предложении –   1балл, максимально 8 баллов.                                                                                                                                         

Задание 9. 
1. Н. С. Лесков «Левша»  
2. А.П.Чехов «Человек в футляре»                                                
3. А.Н.Островский «Гроза»   
4. А.П. Чехов «Ванька» 
5. У. Шекспир « Гамлет»
 6. М.Е. Салтыков – Щедрин «Премудрый пескарь»
За каждый правильный ответ – 2 балл,  максимально  - 12 баллов.

Задание 10.                                                                                                   
1. Уж сколько раз твердили миру (сущ.)                                                                                        2. Раз в начале осени я отправился на охоту (наречие)                                                              3. Раз ты обещал – сделай (союз)                                                                                                         4. В прошлый раз я это уже говорил (сущ.)                                                                                        5. Платье ей в самый раз.(наречие)                                                                                                            6. А он приятелю раз по руке (междометие)                                                                                                    За каждый правильный ответ – 1 балл,   максимально  - 6 баллов.                                                

Задание 11.                                                                                                                                                      Дольний (от дол, «низ») вообще означает «нижний», но здесь его надо понимать как «земной». Прозябание — «произрастание». Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения. Таким образом,  всё выражение буквально означает «произрастание земной поросли»: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.                                                                                                                 Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.
 За каждое  правильное объяснение – 2 балла,  2 балла  за указание их стилистических особенностей, максимально -  8б.                                                  
 Задание 12. 
  Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении. 
  Метафора – перенос свойств на основе сходства.
 Сравнение – троп, близкий к метафоре, отличающийся наличием союзов как, будто, словно, точно.
 За каждый правильное объяснение – 1 балл,   максимально - 3 балла.                                                                                                                          

Задание 13.  1В; 2Г; 3А; 4Б.                                                                                                                                За каждый правильный ответ – 1 балл,   максимально  - 4 балла                                                           

Задание 14.      1В; 2Д; 3Г.                                                                                                                                                                  За каждый правильный ответ  – 1 балл,   максимально 3 балла.                                                                                                                              

Задание 15. Творческая работа 
Сочинение – миниатюра в жанре эссе
Максимальное количество баллов - 20       

Текст  эссе оценивается по следующей критериальной модели:

Уровень анализа
Критерии оценивания
Кол.
бал.
1.
Содержательный
 уровень
Верно определена общая тема  высказывания, главная мысль.
3б.
2.

Анализ текста
 ученика

Соблюдено единство стиля текста
3б.
Тест отличается композиционной стройностью и логичностью.
2б.
Выводы аргументированы.
2б.
Позиция автора текста выражена чётко
4б.
Речевое оформление текста соответствует требованиям хорошей речи.
Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки или по одной ошибке.
Допущены по 2 орфографических и по 2 пунктуационных ошибки.
3б.
2б.
 Допущены по 3 орфографических и по 3 пунктуационных ошибки.
1б.
Допущено более  3 орфографических и более  3 пунктуационных ошибок. 
0б.










1 комментарий: