Методическая копилка



Недаром помнит вся Россия».  Анализ стихотворения М.Лермонтова «Бородино».
Цели урока: анализ стихотворения “Бородино»; развитие  умения работать с дополнительными источниками, анализировать художественное произведение, навыков монологической речи и выразительного чтения; воспитание у учащихся уважения к великому прошлому России.
Ход урока
. Оргмомент.

.  Просмотр видио фрагмента реконструкции бородинского сражении.
Беседа.
. Целеполагание . Постановка проблемного вопроса:
«Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»

. Работа по изучению баллады «Бородино».

 К теме Бородинской битвы М.Ю. Лермонтов обращался не один раз в своих стихотворениях. Первое из них – “Поле Бородинабыло написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. Стихотворение  жеБородиноМ.Ю. Лермонтов пишет через 25 лет после сражения. Главное в нём не изображение хода битвы, а изображение чувств и мыслей простых солдат и слитых с ними чувств и мыслей поэта, его размышления о роли народа в победе и о значении Бородинской битвы, о судьбе личности и возможности ее единения с народом, о том, какой ценой добывается слава Родины.
Сам поэт горячо любил Москву, где прошла его юность, простой народ, людей отважных, готовых бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что был сослан на Кавказ, где тогда шла война. Лермонтов участвовал в сражениях и проявил себя храбрым воином.
И стихотворениеБородино- смелый поступок, потому что в нем поэт воспевает не царя-победителя, а простой народ, русских солдат.
Автор выступает в стихотворении не от своего имени, а от лица рассказчикастарого солдата, участника событий. Это простой человек, рядовой солдат, вместе со всем русским войском вынесший на плечах всю тяжесть битвы. И вместе с тем он частица русского народа, хорошо понимающего, за что он борется.

Словарная  работа. (реализация домашнего задания)
Назовите слово (слайды)
Картечь, лафет, бивак, кивер, улан., драгун, сеча, басурманы.

Прослушивание баллады М.Ю.Лермонтова в грамзаписи.

 Беседа по первичному восприятию  стихотворения.
Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?

Анализ стихотворения.
Опрос детей. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
             
                Исследование текста.
Как построено стихотворение?
Состоит из строф.
Строфа – часть стихотворения, объединенная в  единое целое ритмом, рифмой, темой.
Сколько строф в стихотворении? 13 и одна повторяется.

Работа с таблицей. Цель  работы  – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические  данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.
С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения

Цитаты из исторической справки
Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
3 строфа: 
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

Да и вот наш  главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.
4 строфа:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут. 
Строфа 6: 
Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению 
Строфа 7
Прилег вздремнуть я у лафета…

На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. 
Строфа 8:
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции. 
Строфа 13:
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Анализ художественных средств стихотворения.
Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).

Задание: выпишите средства выразительности.

Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

Подведение итога урока.                                                                                                                                             

С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?
Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).

Рефлексия.

Заключительное слово  учителя.
Нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».


Комментариев нет:

Отправить комментарий